В Петрозаводске в очередной раз выступила группа «Тролль гнет ель». Эту группу все чаще называют самой известной фолк-группой в России. Фору им дает разве что «Мельница», которая в последнее время бьет все рекорды по концертным гонорарам. «Тролль гнет ель» такого коммерческого успеха пока не достигла. Да и не стремится. Как говорят музыканты, если бы они жили в средневековье, то «Мельница» выступала бы во дворцах, а они - на площадях и в тавернах.
В тавернах – это уж точно. «Тролль гнет ель» позиционируют свой стиль как «пивной фолк». Действительно, под эту музыку более чем приятно танцевать и пить пиво, раскачивая в такт кружки. Сейчас группа соглашается практически на все поступающие им предложения о концертах. Отчасти поэтому – и еще из-за названия – группа в считанные месяцы приобретает все большую популярность.
- «Тролль гнет ель»? Да это же моя любимая группа, - сообщает мне приятель, узнавший, что я иду брать интервью у музыкантов.
- А ты слышал их музыку? – спрашиваю.
- Нет. Но они мои любимые – даже из-за названия.
Название группы придумал Костя «Тролль» - лидер группы. По его словам, в «тролле» и «ели» есть отсыл к тому направлению, которое выбрала группа – скандинавский фолк. Кроме того, само звучание фразы напоминает скандинавскую речь.
- Нас часто спрашивают: как это переводится? – говорит «Джетра» - флейтистка из «ТГЕ».
Костя «Тролль»: Еще часто подшучивают над названием, переиначивают его по-разному. В основном, все эти варианты или очень глупые, или неприличные. Самое удачное: «Моль жрет шаль». Нам это название нравится, потому что оно самобытное и динамичное – в нем есть время. При первом ознакомлении раскрывается идея группы – что-то лесное, скандинавское, бодрое, фольклорное.
Ваш Досуг: Ваша музыка прочно ассоциируется с любителями так называемых «ролевых игр». Обычно они любят именно такую музыку. Как вы относитесь к реконструкторам, «ролевикам»?
Джетра: Мы регулярно посещаем исторические фестивали, мероприятия ролевого толка. Скоро в Твери будем выступать на фестивале ролевиков. Но на наши концерты ходит разношерстная аудитория – рокеры, металлисты, панки, студенты.
ВД: Говорят, увлечение ролевыми играми – это уход от реальности, человек вступает в противоречие с реальной жизнью, практически забывает свое имя и называет себя прозвищем, в общем, слишком далеко уходит в игру...
Тролль: Да, это своего рода возможность абстрагироваться от повседневности. Творчество – это тоже уход от реальности, это общение с другими материями, возможность совершенствования.
Джетра: Когда «ролевиков» было мало, был вариант противопоставления, противоречия с обществом. Но сейчас все это на уровне массовой культуры, поэтому если раньше кого-то могла остановить опасность отделения от реальности, то сейчас – нет.
ВД: Многие считают, что у «ролевиков» отсутствует самоирония, что они слишком серьезно относятся к тому, чем занимаются.
Тролль: Это очень плохо, когда у человека отсутствует самоирония. У нас в коллективе с самоиронией все в порядке.
ВД: То есть вы отделяете игру от реальности?
Тролль: На сцене мы не играем. Если ты на сцене начинаешь что-то изображать из себя, никто тебе не поверит. Хотя, конечно, хочется, чтобы оставалась какая-то недоговоренность.
Джетра: Только очень хороший актер может сыграть на сцене какой-то образ. Мы все равно остаемся собой на сцене.
ВД: Кто вы вне сцены, у вас же есть какие-то профессии? По вам можно сказать, что вы здесь все с учеными степенями...
Тролль: Наши барабанщик и басист – ученые, физики навороченные, специалисты по турбинам. А остальные - тунеядцы и наркоманы.
Джетра: Да, я осилила 11 классов...
Тролль: А вообще, я – директор питерского клуба.
Джетра: Я – медсестра.
ВД: Кого из музыкантов вы сами слушаете?
Джетра: Очень-очень многих. У всех самые разные вкусы. Проще сказать, кого мы не слушаем.
Тролль: Разве что Бритни Спирс не слушаем и Диму Билана. Я в последнее время слушаю финнов KorppiklaniЛесное братство, Pogues хорош. «Modern Talking» люблю.
ВД: Если бы для продвижения группы, необходимо было спеть с кем-нибудь из «попсы»?
Джетра: Мы не собираемся участвовать в таких проектах. Мы очень четко определились со своим собственным стилем и развитием, мы знаем собственный путь.
Тролль: Ну, почему? Смотря сколько заплатят. За пятьсот тысяч евро споем с Димой Биланом, а потом скажем: нас заставили!
ВД: Вы чувствуете себя контркультурой?
Джетра: Если одно время фолк-музыка была в неком андеграунде – не по признаку революционности, но была, - то сейчас к ней проснулся большой интерес. Сейчас буквально все музыкальные стили обращаются к корням. Мы не контркультура, мы ничему себя не противопоставляем. Наоборот, основополагающая идея нашей музыки может найти у любого человека отклик – позитивный и жизнеутверждающий.
Тролль: Один наш поклонник написал в откликах, что наша музыка помогает ему жить, он, благодаря ей, отказался от саморазрушительных, суицидальных идей.
Джетра: Я сама свидетель того, музыка – это антидепрессант. Как-то раз у меня была депрессия, я пришла на репетицию и поняла, что когда, играю, не могу испытывать депрессию – становится просто смешно.
ВД: В чем феномен повсеместной популярности скандинавского фолка? Почему в российской молодежной культуре более популярен скандинавский фольклор, а не русский народный, например?
Тролль: Наверное, потому, что русский фольклор заездили. Его основательно опустили за последние 50 лет. Из русской музыки сделали балалайку, медведей и присядку. Хотя сейчас, на самом деле, многие начали заниматься настоящей русской музыкой. И в тяжелой музыке часто используют дохристианскую славянскую атрибутику. Мы тоже патриотичны, но наш художественный стимул – скандинавский фольклор.
ВД: Что вы думаете об успехе ваших сильнейших конкурентов – группы «Мельница»
Джетра: «Мельница» имеет неимоверный коммерческий успех. Это не аутентичный фолк, но они очень удачно используют эту стилистику. Это пример для подражания. После появления «Мельницы» стало легче – потому что есть группа, которая проторяет нам дорогу.
Тролль: Их успех работает как ледокол для всей остальной фолк-музыки: радиостанции не боятся ставить наши песни.
ВД: Вы играете более аутентичный фолк, чем «Мельница»?
Джетра: Наш фолк настолько же аутентичен, насколько фолк «Мельницы», то есть совсем не аутентичен. Просто если у них образ возвышенный, элитарный, романтический, то у нас образ попроще. Можно привести такое сравнение: в древние времена они бы играли во дворцах, а мы бы на площадях.
Тролль: В тавернах!
ВД: Ну да, вы же – «пивной фолк». Ваши песни крутят по радио?
Джетра: Иногда всплывает что-то, но вообще сейчас к нам относятся как к любому новому явлению, подозрительно. Но в этом отношении «Мельница» - достойный пример. Через некоторое время наша популярность возрастет настолько, что нас невозможно будет игнорировать.
Тролль: Наши песни крутит питерское «Радио Рокс». В «Чартовой дюжине» на «Нашем радио» наша песня три недели продержалась на последних местах. Сложно сказать, что будет дальше. Бывает так, что интересные музыканты играют, на них ходит определенное количество народа, и дальше дело не двигается.
ВД: Знаете какие-нибудь местные группы?
Тролль: Знаем и любим Myllarit, Skylark, Drolls. Басист из Myllarit помогает нам иногда на концертах. У многих питерских фолк-музыкантов – петрозаводская «консерва» за спиной.
ВД: Могут ли эти группы рассчитывать на всероссийский успех? Что нужно сделать, чтобы стать популярным?
Джетра: Сложно оценить. Обстоятельства меняются.
Тролль: Всех секретов мы не выдадим!
О самом концерте-фестивале
Поскольку специально под презентацию диска «Конунг-хмель» в Петрозаводске 17-летний организатор Семен Лукин собрал небольшой фестивальчик молодых групп, то мероприятие растянулось с полудня до десяти вечера. Начали с дебютантов. У юной группы Frightfull был первый в жизни концерт, они сыграли восемь песен и заявили: «А больше у нас нет». В гитаристах этого новорожденного коллектива был замечен красавчик Петр Владимирский, сын извесной в Карелии журналистки Натальи Владимирской, политолога и обозревателя журнала «Эксперт Северо-Запад».
Из петрозаводчан наиболее примечательными были «Сатана Козел» - группа, уже неоднократно выступавшая на фестивалях, организованных продюсером Сергеем Зобневым. Напористая и драйвовая команда, «Сатана Козел» произвели на многих меломанов едва ли не лучшее впечатление, чем пафосные и картонные «Тролли».
А сами «ТГЕ» завили и довели до экстаза пришедших на концерт готов и просто кельтоманов, выкрашенных в черный цвет, увешанных цепями и кельтской атрибутикой, удивительно трезвых для концерта и пацифистски настроенных.
«Тролли» остались очень довольны Семеном, позвавшим их на презентацию.
- Для парня его возраста он слишком хорош. Молодец. Все обещания сдержал. Хоть пива с утра дал меньше, чем мы просили, но правильно сделал. Трезвее остались, - так характеризовал Семена Лукина главный тролль Костя. Значит, в городе подрастает новое поколение продюсеров и организаторов концертов, которое вскоре потеснит монстров и весь пенсионный фонд вроде Анатолия Когана, Сергея Зобнева и прочих.
Фотоотчет с пресс-конференции