http://kirdina.ru/book/glossary.shtml

Административное деление - один из базовых политических институтов унитарно-централизованного политического устройства, свойственного государствам с институциональной Х-матрицей (восточной). Институт административного деления определяет правила взаимодействия частей государства и государства как целого, т. е. форму государственного устройства. При административном делении, во-первых, входящие в государство территориальные образования не являются в достаточной мере суверенными, или самостоятельными, во-вторых, имеет место соподчиненность территориальных единиц, в-третьих, существует единое поле компетенции, или круга полномочий, подлежащих общему ведению Центра и территориальных образований. При административном делении, как правило, действуют общие принципы и единая система организации власти во всех территориальных образованиях. Государственная территория рассматривается как единый объект управления, и выделение тех или иных территориальных единиц находится в связи с общегосударственными задачами. При административном делении иерархические "вертикальные" отношения доминируют над "горизонтальными" связями.

Б

Базовые институты характеризуют социетальный уровень рассмотрения общества. Они представляют собой глубинные, исторически устойчивые и постоянно воспроизводящиеся социальные отношения, обеспечивающие интегрированность разных типов обществ. Базовые институты представляют собой исторические инварианты, которые позволяют обществу выживать и развиваться, сохраняя свою самодостаточность и целостность в ходе исторической эволюции, независимо от воли и желания конкретных социальных субъектов. Функцией базовых институтов является регулирование основных общественных подсистем - экономики, политики и идеологии. Специфика формирующихся базовых институтов носит объективный характер. Их содержание отличается в обществах, воспроизводящих восточную институциональную Х-матрицу и западную институциональную Y-матрицу. Базовые институты необходимо отличать от мобильных, изменчивых институциональных форм, в которых они проявляются в общественной жизни.

В

Взаимообусловленность базовых институтов - одно из основных свойств институциональных матриц, означающее взаимное однозначное соответствие свойственных им базовых экономических, политических и идеологических институтов. Их взаимообусловленность вытекает из того, что базовые институты, действующие в каждой из подсистем, рассматриваются как проекции единого общественного целого. Поэтому в долгосрочной исторической перспективе устойчивы как институциональные Х-матрицы, образованные институтами редистрибутивной экономики, унитарного политического устройства и коммунитарной идеологии, так и Y-матрицы, включающие в себя институты рыночной экономики, федерального политического устройства и субсидиарной идеологии.

Выборы - один из базовых политических институтов федеративно-субсидиарного политического устройства, свойственного государствам с западной институциональной Y-матрицей. Институт выборов определяет порядок формирования кадров руководителей всех уровней - от местного до федерального - "снизу", на выборной основе, а так же детальные процедуры отзыва депутатов и смещения избираемых лиц в порядке импичмента.

Д

Доминантности принцип - определяет характер взаимодействия базовых и комплементарных институтов в обществе. Принцип доминантности выражается в том, что в социальной жизни доминируют базовые институты, свойственные типу институциональной матрицы данного государства. Комплементарные институты имеют вспомогательное значение, обеспечивая необходимую устойчивость институциональной среды. Как в генетике доминантный ген, "подавляя" рецессивный, задает основные признаки живого организма, так и базовые институты определяют основные правила взаимодействия во всех общественных подсистемах, задают рамки и ограничения для проявления комплементарных институтов.

И

Идеология, или идеологическая сфера представляет собой одну из основных общественных подсистем (наряду с политикой и экономикой). Основная функция идеологии состоит в рационализации типа общества и формировании соответствующих систем ценностей и норм, определяющих массовое поведение населения. Тем самым идеология обеспечивает системную интеграцию общества и составляет основу его солидарности, содействует закреплению и развитию определенного типа общественных отношений. В теории институциональных матриц выделяется два типа идеологии - коммунитарная идеология, свойственная государствам с восточной институциональной Х-матрицей, и субсидиарная идеология, свойственная государствам с западной институциональной Y-матрицей.

Иерархическая вертикаль власти во главе с Центром - один из базовых политических институтов унитарно-централизованного политического устройства, свойственного государствам с восточной институциональной Х-матрицей. Данный институт определяет принципы построения системы органов управления в унитарных государствах. В такой системе действует "матрешечный" принцип организации власти, когда органы управления низших органов входят в систему власти органов высшего уровня. Центр, являющийся вершиной властной вертикали, задает правила и полномочия подчиненных ему органов управления по всей иерархической вертикали. Институт властной вертикали определяет особый порядок делегирования полномочий между органами государственной власти - "сверху вниз", на основе правил, определяемых верхним уровнем управления. При этом условием передачи полномочий органам нижеследующего уровня управления является их наделение "сверху" необходимыми материальными и финансовыми ресурсами. В унитарных государствах Центр, независимо от того, какая позиция ему соответствует - князь, император или президент - является основным гарантом осуществления прав социальных субъектов.

Инвариантность институциональных матриц - фундаментальное свойство институциональных матриц, означающее историческую устойчивость формирующих их базовых институтов и способность сохраняться как при внешнем социальном давлении, так и под воздействием разрушительных действий социальных субъектов внутри страны. Не отменяя развития и постоянного совершенствования тех институциональных форм, в которых в стране реализуются базовые институты и комплементарные институты по ходу исторического развития, инвариантность означает сохранение природы институциональной матрицы и тем самым социетального типа общества. Инвариантность институциональных матриц определяет русло, "исторический коридор" эволюции конкретных обществ, задает общее направление траектории социальных изменений. Свидетельством инвариантности институциональных матриц являются революции.

Индивидуализм - один из базовых институтов субсидиарной идеологии, свойственной государствам с западной институциональной Y-матрицей. Индивидуализм означает принцип социального действия, при котором субъекты руководствуются преимущественно стремлением к индивидуальной выгоде. Индивидуализм подчеркивает значение индивида относительно других реалий и означает обособление, выделение его интересов, признание их главенствующими в разнообразных социальных отношениях. В такого рода социальных отношениях индивидуальный выбор является приоритетным по сравнению с обязанностями, вытекающими из взаимозависимости членов социального сообщества. Данный принцип доминирует во всех социальных организациях таких обществ - от семьи до государства в целом. В идеологической сфере государств с Y-матрицей индивидуализм действует в системе других базовых идеологических институтов, а именно стратификации и свободы.

Институциональная матрица - объективно существующая исторически сложившаяся система базовых институтов, регулирующих взаимосвязанное функционирование основных общественных подсистем - экономики, политики и идеологии. Институциональная матрица обеспечивает целостность общества и возможности поступательного развития государства при наличных материальных условиях, представляя собой устойчивую форму общественной интеграции. Институциональная матрица лежит в основе меняющихся эмпирических состояний конкретных обществ, она постоянно воспроизводится в ходе исторической эволюции. Существует два типа институциональных матриц - Х-матрица (восточная) и Y-матрица (западная).

Институциональные обмены представляют собой непрерывную трансляцию по формальным и неформальным каналам готовых институциональных форм, доказавших свою эффективность в тех или иных государствах. В ходе институциональных обменов осуществляется заимствование и апробация сходных или альтернативных способов решения экономических, социальных и политических проблем, которые затем встраиваются в институциональную среду общества. Институциональные обмены между государствами, характеризующимися альтернативным типом институциональной матрицы, имеют результатом качественное изменение заимствуемых институциональных форм в соответствии с природой институциональной матрицы, часто при сохранении названия или других внешних атрибутов заимствованной формы. В период стабильного развития государства преобладают обмены со странами с идентичным типом институциональной матрицы. В периоды кризисов активизируются институциональные обмены с государствами, имеющими альтернативную институциональную матрицу. Институциональные обмены, в конечном счете, усиливают значение и мощность базовых институтов. Одновременно они содействуют модернизации исходной институциональной среды, приведению ее в большее соответствие с изменяющимися условиями. Под институциональным обменом понимается свободный выбор необходимых институциональных форм, а не навязанные внешними силами институциональные изменения.

Институциональные формы - конкретные установленные образцы, способы, организации, в которых проявляется порядок взаимодействия социальных субъектов. Институциональные формы, действующие в государствах с разными институциональными матрицами, выражают, в конечном счете, содержание присущих им базовых институтов. Законодательные акты, системы организации труда, политические процедуры, формы хозяйственных связей между экономическими субъектами, те или иные религиозные и социальные концепции и т.д. - все они могут рассматриваться как институциональные формы, как прямое или опосредованное внешнее выражение социетального типа общества, или свойственной ему институциональной матрицы. Развитие социальной среды представляет собой процесс модернизации и совершенствования институциональных форм, в которых реализуются основные взаимодействия в разных типах обществ. Институциональные формы мобильны, пластичны, изменчивы. Поэтому они легко заимствуются и распространяются. Внутреннее содержание институциональных форм, присущих государствам с одним типом институциональной матрицы, качественно меняется, когда они начинают использоваться государствами с иным типом институциональной матрицы.

К

Коллективизм - один из базовых институтов коммунитарной идеологии, свойственной государствам с восточной институциональной Х-матрицей. Коллективизм выражает принцип социального действия, при котором связи и отношения между людьми опосредованы не столько индивидуальными, сколько надличностными общественно значимыми целями, разделяемыми явно или латентно взаимодействующими субъектами. Коллективизм действует во взаимосвязи с другими базовыми институтами коммунитарной идеологии - эгалитаризмом и порядком.

Коммунальность - общественное свойство материально-технологической среды, альтернативное некоммунальности. Коммунальность означает, что данная государствам с восточной институциональной Х-матрицей -материально-технологическая среда может использоваться в хозяйственном и социальном процессе преимущественно как единая нерасчленимая система, части которой не могут быть обособлены без угрозы ее распада. Такая среда является условием выживания всего общества, состоит под единым управлением и требует совместной эксплуатации и защиты. Коммунальность материально-технологической среды означает неразрывность связей между формирующими ее элементами и существование ее как единого целого, функционирующего в форме общественного блага, которое не может быть разделено на единицы потребления и потреблено по частям.

Коммунитарная идеология - тип идеологии в государствах с восточной институциональной Х-матрицей. Коммунитарная идеология выражает укоренившееся в обществе осознание того, что приоритетными являются права и интересы социального коллектива или общества в целом по сравнению с правами и интересами отдельной личности. Коммунитарная идеология реализуется в исторически сложившихся нормах поведения, признающих ценности достижения общественного, коллективного блага выше ценности достижения блага личного, а также в соответствующих доктринах, концепциях, традициях. Базовыми институтами коммунитарной идеологии являются коллективизм, эгалитаризм и порядок.

Комплементарные институты - институты, характерные для определенного типа институциональной матрицы, но действующие в государствах с иным, альтернативным типом институциональной матрицы. Реальная социальная жизнь любого государства обязательно характеризуется одновременным сосуществованием институциональных форм, выражающих действие базовых институтов и дополнительных по отношению к ним комплементарных институтов. Действие комплементарных институтов, подчинено принципу доминантности. Рациональное взаимодействие институциональных форм, свойственных базовым и комплементарным институтам, обеспечивает эффективное функционирование каждой из общественных подсистем и поддерживает институциональное равновесие. Роль комплементарных институтов усиливается в периоды общественных кризисов.

Конкуренция - один из базовых институтов, регулирующих взаимодействия в рыночной экономике, свойственной государствам с западной институциональной Y-матрицей. Конкуренция, или соперничество хозяйствующих субъектов в получении необходимых производственных средств для своей деятельности, а также в получении вознаграждения за ее результаты, обеспечивает в рыночных экономиках эффективное использование дефицитных ресурсов.

Координация - один из базовых институтов, регулирующих редистрибутивные экономики, свойственные государствам с восточной институциональной X-матрицей. Координация является основным механизмом взаимодействия участников экономической деятельности в рамках единой собственности, объективно вынужденных координировать свои усилия для обеспечения движения хозяйственных процессов. Аналогично институту конкуренции в рыночных экономиках, институт координации в редистрибутивных экономиках обеспечивает достижение необходимых экономических пропорций и непрерывность функционирования экономической сферы общества. Через посредство института координации участники хозяйственной деятельности получают как необходимые производственные ресурсы, так и условия собственного воспроизводства.

М

Многопартийность и демократическое большинство - один из базовых политических институтов при федеративно-субсидиарном политическом устройстве, свойственном государствам с западной институциональной Y-матрицей. Функция данного института состоит в определении порядка принятия и исполнения важнейших государственных решений. Институт многопартийности и демократического большинства подразумевает, что основной политической силой в государстве, определяющей характер принимаемых решений, являются партии. Партии представляют собой значительные группы людей, объединенных общими интересами, обладающих собственностью и стремящихся в конкурентной борьбе друг с другом занять (или предоставить своим представителям) лидирующие позиции в структурах власти. Принятие решений властными структурами обеспечивается избранными от партий представителями на основе принципа демократического большинства, заимствованного еще из Римского права.

Н

Наемный труд - один из базовых институтов, регулирующих взаимодействия в рыночной экономике, свойственной государствам с западной институциональной Y-матрицей. Институт наемного труда регулирует привлечение общественных сил к труду и их воспроизводство в условиях частной собственности. Трудовые отношения в рыночных экономиках имеют характер обмена, или купли-продажи, рабочей силы.

Назначения - один из базовых политических институтов при унитарно-централизованном политическом устройстве, свойственном государствам с восточной институциональной Х-матрицей. Институт назначений определяет порядок занятия управленческих должностей в системе органов управления. Такой порядок предполагает, что руководители нижестоящих управленческих структур, как правило, назначаются "сверху". Одновременно осуществляется наделение назначаемых лиц необходимыми ресурсами, или правами использовать те или иные ресурсы для выполнения своих должностных обязанностей. "Сверху" прописывается и порядок исполнения должностей. Даже если имеют место выборы руководителей, то всегда предусматривается механизм, опосредующий право вышестоящих органов управления влиять на кадровый состав нижестоящих звеньев.

Некоммунальность - общественное свойство материально-технологической среды, альтернативное коммунальности. Некоммунальность среды характерна для государств, в которых под ее влиянием формируется западная институциональная Y-матрица. Некоммунальность означает технологическую обособленность важнейших элементов материальной инфраструктуры и связанную с этим возможность их самостоятельного функционирования и частного использования. Некоммунальная среда формируется как совокупность разрозненных технологических объектов, способных функционировать автономно, и не требует единого управления.

О

Обмен, или купля-продажа - один из базовых институтов, регулирующий взаимодействия в рыночной экономике, свойственной государствам с западной институциональной Y-матрицей. Институт обмена регулирует экономические взаимоотношения между частными собственниками и обеспечивает их воспроизводство. Обмен означает двустороннее движение товаров между субъектами, ориентированными на прибыль, получающуюся для каждого в результате сделки.

Обращения по инстанциям - один из базовых политических институтов при унитарно-централизованном политическом устройстве, свойственном государствам с восточной институциональной Х-матрицей. Обращения по инстанциям являются основным механизмом обратной связи для принятия и контроля исполнения решений по всей иерархической вертикали власти во главе с Центром. Институт обращений, аналогично институту судебных исков при федеративно-субсидиарном политическом устройстве, обеспечивает защиту интересов и прав отдельных граждан, социальных групп и территориальных единиц различного уровня. К обращениям относят разного рода сигналы (предложения, заявления, жалобы), поступающие по инстанциям снизу вверх, поскольку верхний уровень контролирует нижний. Возникновение новых органов в управленческой структуре одновременно предполагает создание специализированных служб по приему соответствующих сигналов для оценки их деятельности. Движение и исполнение обращений регулируется законодательными и нормативными актами. Реализация данного института по мере исторического развития увеличивает права и свободы граждан, а также степень их участия в общественной жизни страны.

Общая собственность - один из базовых институтов, регулирующих редистрибутивные экономики, свойственные государствам с восточной институциональной Х-матрицей. Общая собственность является основным экономическим институтом, обусловливающим специфику всех остальных институтов в редистрибутивной экономической системе. Данный институт означает, что владельцем всех основных производственных ресурсов и получаемых при их использовании продуктов признается общество в целом. Соответственно, на уровне общества в целом определяется порядок владения, распоряжения и пользования этими ресурсами и благами, а также правила их передачи в пользование определенным хозяйствующим субъектам или изъятия.

Общество - социальная система, внутренне взаимосвязанными частями которой являются экономика, политика и идеология. В данной системе действует принцип тройной зависимости, сформулированный еще Фомой Аквинским: во-первых, части зависят от целого, во-вторых, части зависят друг от друга, и, в-третьих, целое зависит от частей. Эти зависимости обусловлены внутренним единством общества как социальной системы, когда выделенные его части рассматриваются как проекции единого целого. Другими словами, любое социальное действие, феноменологически цельное, в теоретическом плане разложимо на экономическую, политическую и идеологическую составляющие, что и фиксируется в трех выделяемых частях, подсистемах, проекциях общества как социальной системы. Общество в данном случае понимается как объективная структура, реальная в себе самой (sui generis по Дюркгейму), которая не может быть объяснена действиями индивидов и вообще не зависит от их воли. Эта реальность характеризуется присущей ей структурой и подчиняется собственным законам, признание которых означает, что при изучении общества как социальной системы действиями индивидов можно пренебречь. В теории институциональных матриц структура общества представлена системой его базовых институтов.

Общие собрания и единогласие - один из базовых политических институтов при унитарно-централизованном политическом устройстве, свойственном государствам с восточной институциональной Х-матрицей. Названный институт задает правила принятия и исполнения основных государственных решений, требующих общего собрания представителей всех уровней управления и важнейших социальных групп. Принимается, в конечном счете, то решение, по поводу которого достигается единогласие участвующих в собрании представителей. При этом, с одной стороны, закрепляется солидарная ответственность представителей разных социальных групп и управленческих структур перед верховным уровнем, или Центром, выполнять данное решение, с другой стороны, обеспечивается внутреннее единогласие членов этих структур и групп по поводу принимаемых на себя обязательств.

П

Политика - представляет собой одну из основных общественных подсистем (наряду с экономикой и идеологией). Политика как общественная подсистема включает в себя формы государственного устройства, организацию системы власти и общие механизмы принятия и исполнения решений в обществе. В теории институциональных матриц политическая подсистема рассматривается как институциональный комплекс в сфере власти, обеспечивающий мобилизацию общественных сил и ресурсов для достижения главных коллективных целей. В соответствии с этим институты политической системы организуют правила и определяют формы взаимодействия индивидов, социальных групп, территориальных общностей и государства как целого для решения общих задач. Выделяются два способа организации политических подсистем в обществах ( унитарно-централизованное политическое устройство, свойственное государствам с восточной институциональной Х-матрицей, и федеративно-субсидиарное политическое устройство, свойственное государствам с западной институциональной Y-матрицей.

Порядок - один из базовых институтов коммунитарной идеологии, свойственной государствам с восточной институциональной Х-матрицей. Порядок как идеологический институт означает приоритетный принцип устройства общественной жизни, исторически закрепленный в общественном сознании. Порядок выдвигает на первый план взаимозависимость социальных субъектов, необходимость приноровления действий людей к сложившимся отношениям, отражающим целесообразное устройство общества. Порядок предполагает дисциплину и самоограничение индивидуальных намерений для общего блага. Другими словами, порядок признает ограниченность индивидуального выбора рамками социальных установлений, вытекающих из общности людей. Эта общность обусловлена фактом проживания людей на одной территории, в едином социальном пространстве. Порядок действует во взаимосвязи с другими базовыми институтами коммунитарной идеологии - коллективизмом и эгалитаризмом.

Прибыль - один из базовых институтов, регулирующий взаимодействия в рыночной экономике, свойственной государствам с западной институциональной Y-матрицей. Институт прибыли (К. Маркс определял данное общественное отношение, составляющее главную суть рыночных экономик, как капитал) является для участников производства главным сигналом обратной связи, свидетельством того, что их деятельность признана и оценена обществом, точнее, на рынке. Через институт прибыли осуществляется саморегуляция рыночных экономик.

Пропорциональность - один из базовых институтов, регулирующих взаимодействия в редистрибутивной экономике, свойственной государствам с восточной институциональной Х-матрицей. Требование пропорциональности вытекает из функционирования хозяйства на основе общей собственности, когда произведенное в одном сегменте должно быть потреблено в другом. Излишнее складирование продукции или ее недопроизводство в той или иной части общественного хозяйства угрожает его функционированию как целого, может приводить к остановкам в едином хозяйственном процессе. Пропорциональность (или нарушение пропорциональности) является основным сигналом обратной связи в редистрибутивных экономиках, свидетельствующим о нормальном ходе воспроизводства (или об отклонениях от него).

Р

Редистрибутивная экономика - тип экономики, регулируемой институциональным комплексом, функция которого состоит в кооперации участников трудового процесса в рамках единой собственности. Такого рода экономики как сравнительно мало исследованный феномен не получили пока для своего определения единого общеупотребительного термина. Занимавшиеся их изучением ученые называют их по-разному. К. Маркс определил такие экономики как "азиатский способ производства", полагал их отсталыми и обозначил лишь некоторые присущие таким экономикам свойства. В. Ойкен называл их "централизованно-управляемые экономики" и впервые в 1947 г. указал на равноправие рыночных и нерыночных экономик, параллельно существующих в истории. О.Э. Бессонова, предложившая институциональную теорию хозяйственного развития России, разрабатывает понятие "раздаточной экономики" для анализа экономических систем такого рода. Термин "редистрибутивная экономика" введен К. Поланьи в 1970-е годы. Он отмечал, что для таких экономик характерен специфический комплекс институтов, и начал его исследование. Поланьи указал, что разные страны характеризуются доминированием либо редистрибутивной, либо рыночной экономики Редистрибутивные экономики (redistribution economy) - это такие экономики, в которых преобладает движение благ и услуг к Центру и от него, независимо от того, идет ли речь о передвижении объектов физически или меняется порядок права их присвоения без каких-либо изменений в действительном размещении ресурса. Основными институтами редистрибутивной экономики являются общая собственность, редистрибуция, координация, служебный труд и пропорциональность. Редистрибутивные экономики свойственны государствам, воспроизводящим восточную институциональную Х-матрицу.

Редистрибуция, или аккумулирование - согласование - распределение - один из базовых институтов редистрибутивной экономики, свойственной государствам с восточной институциональной Х-матрицей. В отличие от обмена, предполагающего две стороны, что выражается соответствующей ему парой категорий купля-продажа, редистрибуция предполагает пару хозяйствующих субъектов и опосредующего их взаимодействия Центра, благодаря которому происходит согласование движения хозяйственных потоков в редистрибутивных экономиках. Такая модель отношений выражается тройкой категорий аккумулирование - согласование - распределение, отражающих процессы сбора, аккумулирования производимых отдельными хозяйствующими субъектами в рамках общей собственности продуктов, совмещаемых посредством Центра с направлением ресурсов и вновь производимой продукции для дальнейшего производства и потребления (storage-cum-redistribution, по К. Поланьи).

Революции представляют собой спонтанный процесс, в ходе которого восстанавливается доминирующая роль базовых институтов в формировании институциональной среды, деформированной вследствие внешнего вмешательства или неосознанных попыток социальных субъектов внутри страны повсеместно внедрить альтернативные институциональные формы. Тем самым общественные структуры приводятся в соответствие с природой свойственной обществу институциональной матрицы. В результате революции усиливается значение базовых институтов, которые накануне были подавлены влиянием симметричных комплементарных институтов. Революция рассматривается как момент эволюции, благодаря которой на новом историческом витке обеспечивается необходимый баланс и соответствие между базовыми и комплементарными институтами в основных общественных подсистемах - экономике, политике и идеологии. Революции восстанавливают естественную непрерывность исторического процесса государства и возвращают его в рамки эволюционного развития по пути, определенному типом его институциональной матрицы.

Рыночная экономика - тип экономики, регулируемой институциональным комплексом, функция которого состоит в интеграции обособленных собственников и производителей в едином хозяйственном процессе. В рыночных экономиках действуют определенные базовые институты, а именно: частной собственности, обмена, конкуренции, наемного труда и прибыли. Рыночные экономики свойственны государствам, воспроизводящим западную институциональную Y-матрицу.

С

Самоуправление и субсидиарность - один из базовых политических институтов при федеративно-субсидиарном политическом устройстве, свойственном государствам с западной институциональной Y-матрицей. Этот институт определяет принципы организации системы органов управления в государстве. Самоуправление и субсидиарность являются "двумя сторонами одной медали". Они выражают главный принцип создания органов управления - построение "снизу". Самоуправляющиеся территориальные общности на основе соглашения друг с другом формируют органы более высокого уровня и передают им необходимые для их деятельности материальные и финансовые ресурсы. Субсидиарность в федеративных отношениях означает приоритет прав низовых, более мелких территориальных структурных единиц по отношению к формируемым ими самими территориальным органам более высокого уровня.

Свобода - один из базовых институтов субсидиарной идеологии, свойственной государствам с западной институциональной Y-матрицей. Свобода как идеологический институт отражает основной принцип устройства общественной жизни, исторически закрепленный в общественном сознании. Принцип свободы означает самостоятельность и независимость действий социальных субъектов от действий других лиц, невмешательство в дела друг друга. Институт свободы определяет характер и уровень автономии человека от социума, постулирует известную независимость индивида от системы сложившихся в обществе социальных отношений. В идеологической сфере государств с Y-матрицей институт свободы действует во взаимосвязи с базовыми институтами индивидуализма и стратификации.

Симметричность - одно из основных свойств институциональных матриц. Симметричность институциональных матриц является проявлением закона симметрии в социальной жизни. Во-первых, она означает одинаковую необходимость существования двух основных форм социальной интеграции, определяемых как восточная институциональная Х-матрица и западная институциональная Y-матрица. Во-вторых, свойство симметрии выражается в том, что базовым институтам рыночной экономики западной институциональной Y-матрицы соответствует симметричный им набор базовых институтов редистрибутивных экономик восточной институциональной Х-матрицы, соответственно, набору институтов федеративно-субсидиарного политического устройства - институты унитарно-централизованного политического устройства, а институтам субсидиарной идеологии - институты коммунитарной идеологии. Названные институты равноправны и равнозначимы для функционирования соответствующих типов обществ с различающимися институциональными матрицами.

Служебный труд - один из базовых институтов, регулирующих редистрибутивные экономики, свойственные государствам с восточной институциональной Х-матрицей. Термин введен О.Э. Бессоновой в 1993 г. при разработке ею теории раздаточной экономики. Институт служебного труда регулирует привлечение общественных сил к труду и их воспроизводство в условиях общей собственности. Служебный характер труда означает обязанность и право граждан в государствах с редистрибутивной экономикой трудиться на объектах общей собственности и затем претендовать на соответствующую долю получаемых в результате производственной деятельности материальных и прочих благ, необходимых для обеспечения собственного воспроизводства. Служебный труд предполагает централизованное регулирование процесса труда.

Стратификация - один из базовых институтов субсидиарной идеологии, свойственной государствам с западной институциональной Y-матрицей. Стратификация выражает исторически сложившееся в обществе нормативное представление о социальной структуре, в основе которой лежит социальное неравенство. Социальное неравенство рассматривается как "неосознанно развитый механизм, с помощью которого общества гарантируют, что наиболее важные места по справедливости занимают самые квалифицированные люди" (Collins, 2, с. 240). В идеологической сфере государств с Y-матрицей стратификация действует в системе с институтами индивидуализма и свободы.

Субсидиарная идеология - тип идеологии, свойственной государствам с западной институциональной Y-матрицей. Субсидиарная идеология выражает доминирование социальных норм, признающих дополнительный характер всех общественных структур по отношению к личности, права которой имеют безусловный приоритет. Интересы и права личности, возможность ее реализации рассматриваются как более значимые ценности по сравнению с сохранением общественной целостности. Субсидиарная идеология проявляется в социальных нормах, доктринах и концепциях, традициях и обычаях. Базовыми институтами субсидиарной идеологии являются индивидуализм, стратификация и свобода.

Судебные иски - один из базовых политических институтов при федеративно-субсидиарном политическом устройстве, свойственной государствам с западной институциональной Y-матрицей. В таких государствах право судебного иска защищает интересы всех участников политической деятельности. Судебные иски и принимаемые по ним судебные решения являются основным механизмом обратной связи, поскольку на их основе закрепляются новые и модифицируются прежние правила взаимодействия в политической сфере общества. Независимая судебная власть выступает основным гарантом прав населения, организаций, территориальных общностей и субнациональных образований в государствах, воспроизводящих Y-матрицу.

У

Унитарное (унитарно-централизованное) политическое устройство - система базовых политических институтов, свойственная государствам с восточной институциональной Х-матрицей. Основным свойством этой системы является централизация и иерархия политической власти и государственного устройства. Унитарно-централизованное политическое устройство включает в себя базовые политические институты административного деления, иерархической вертикали власти во главе с Центром, назначений, общих собраний и единогласия. Основным механизмом обратной связи в такой политической системе является базовый институт обращений по инстанциям.

Ф

Федеративное (федеративно- субсидиарное) политическое устройство - система базовых политических институтов, свойственная государствам с западной институциональной Y-матрицей. Основным свойством этой системы является построение политических структур и государственных образований "снизу доверху" и сохранение суверенности территориальных общностей и социальных субъектов, формирующих эти структуры. Федеративно-субсидиарное политическое устройство включает в себя базовые политические институты федерации, самоуправления и субсидиарности, выборов, многопартийности и демократического большинства. Обеспечение обратных связей в такой политической системе регулируется институтом судебных исков.

Федерация - один из базовых политических институтов при федеративно-субсидиарном политическом устройстве, свойственном государствам с западной институциональной Y-матрицей. Институт федерации определяет правила взаимодействия частей государства и государства как целого. Федерация предполагает, во-первых, четкое разграничение компетенций федерального уровня власти и субъектов федерации и, во-вторых, суверенность и равноправие образующих государство территориальных образований. При федерации организация системы управления внутри разных территориальных образований может существенно отличаться. Действие института федерации выражается также в том, что горизонтальные связи между субъектами федеративного государства доминируют над вертикальными отношениями между ними и федеральным правительством.

Ч

Частная собственность - один из базовых институтов, регулирующий взаимодействия в рыночной экономике, свойственной государствам с западной институциональной Y-матрицей. Этот институт определяет характер всей институциональной среды, свойственной рыночным экономикам, поскольку он задает правила распределения и использования собственности. Частная собственность означает, что независимые обособленные лица или организации, владеющие собственностью, обладают всей полнотой прав и ответственности по ее владению, использованию и распоряжению. Они самостоятельно определяют порядок делегирования своих прав иным субъектам.

Э

Эгалитаризм - один из базовых институтов коммунитарной идеологии, свойственной государствам с восточной институциональной Х-матрицей. Эгалитаризм выражает исторически сложившееся нормативное представление о социальной структуре, в основе которой лежит общественное равенство. Равенство понимается не как нивелировка или уравнительное распределение, но как равная необходимость в исполнении общественных обязанностей и равный доступ к пользованию общественными благами. Эгалитарность подразумевает, что получаемое вознаграждение пропорционально, прежде всего, доле ответственности социальных субъектов в решении общих задач. Эгалитаризм действует во взаимосвязи с другими базовыми институтами коммунитарной идеологии - коллективизмом и порядком.

Экономика - представляет собой одну из трех основных общественных подсистем (наряду с политикой и идеологией), в которой осуществляется производство и потребление жизненных благ. В сфере экономики общество организует деятельность по вовлечению и использованию ограниченных, дефицитных ресурсов для удовлетворения человеческих потребностей. В теории институциональных матриц экономика рассматривается как комплекс институтов, в которых закрепляются способы взаимодействия хозяйствующих субъектов с конкретной материально-технологической средой, позволяющие получать оптимальный результат и обеспечивать целостность и непрерывность хозяйственной деятельности всего общества. Выделяются два типа экономик, характеризующихся качественно различными институциональными комплексами - рыночные экономики, свойственные государствам с западной институциональной Y-матрицей, и редистрибутивные экономики, свойственные государствам с восточной институциональной Х-матрицей.

X

Х-матрица (восточная институциональная матрица) - одна из двух институциональных матриц, условием формирования которой служит коммунальность материально-технологической среды в ареале возникновения государства. Х-матрица представляет собой систему следующих базовых институтов: редистрибутивной экономики, унитарно-централизованного политического устройства и коммунитарной идеологии. Институциональная Х-матрица определяет социетальный тип общества как государственного образования, который сохраняется в процессе его исторической эволюции. Восточная институциональная Х-матрица качественно отлична от западной институциональной Y-матрицы.

Y

Y-матрица (западная институциональная матрица) - одна из двух институциональных матриц, условием формирования которой служит некоммунальность материально-технологической среды в ареале возникновения государства. Y-матрица представляет собой систему следующих базовых институтов: рыночной экономики, федеративно-субсидиарного политического устройства и субсидиарной идеологии. Институциональная Y-матрица определяет социетальный тип общества как государственного образования, который сохраняется на протяжении его исторической эволюции. Западная институциональная Y-матрица качественно отлична от восточной институциональной Х-матрицы.